Connect with us

Hi, what are you looking for?

Наука и технологии

«Морг слушает»: ответственность за звонки мошенников могут ужесточить

«Морг слушает»: ответственность за звонки мошенников могут ужесточить

Злоумышленники часто «разводят» россиян с подменных номеров.

Операторов связи хотят лишать лицензий за то, что те пропускают звонки мошенников с подменных номеров — такую инициативу готовят прокуратура и Роскомнадзор. О предложении ужесточить наказание для операторов сообщил заместитель председателя совета по развитию цифровой экономики Артем Шейкин.

Речь идет о поправке к закону «О связи», уточняет «Коммерсант». Если она будет принята, то это позволит привлекать к ответственности ещё больше недобросовестных операторов. Правда, в Минцифры заявляют, что им ничего неизвестно об инициативе.

Часть операторов говорят, что на них это никак не скажется, так как практически все они подключены к единой платформе верификации телефонных вызовов «Антифрод» и этого достаточно. По закону, все операторы связи, даже самые мелкие, должны сделать это до конца февраля 2024 года. Всего в России около 10,5 тысяч операторов связи.

Фото: pixabay.com

Роскомнадзор запустил платформу «Антифрод» в начале этого года — для борьбы с телефонными мошеничествами. Она объединяет данные о телефонных мошенниках от разных операторов, а также позволяет верифицировать (то есть подтверждать подлинность) телефонные номера. По сути платформа нужна для того, чтобы блокировать звонки и сообщения с подменных номеров.

Тем не менее, сомнения в ужесточении наказания за пропуск мошеннических звонков есть. Например, в Tele2 считают, что это избыточное и непрозрачное решение, так как понятия «мошеннических вызовов» в законе нет, а за каждый случай подмены номера накладывается крупный штраф (для юрлиц это от 600 тысяч до 1 млн рублей).

Эксперты с этим согласны, они считают, что для начала нужно подключить всех операторов к платформе «Антифрод» и это заметно сократит число мошеннических звонков. Кроме того, некоторым кажется несправедливым то, что оператора могут наказать за то, что государственная система пропустила звонок. При этом в Роскомнадзоре ранее уточняли, что система «Антифрод» в первую очередь призвана помочь операторам соблюдать требования законодательства.

Фото: pixabay.com

Система работает и часть мошеннических звонков всё же предотвращает. Сообщалось, что с декабря прошлого года на верификацию было отправлено 69 млрд звонков, из них 527 млн были от мошенников с подменных номеров и операторы связи их отклонили. При этом в среднем атака на абонента длится около трех минут, а самая долгая атака, которую удалось зафиксировать, длилась почти три часа — мошенники пытались дозвониться до абонента и совершили 1430 попыток вызова.

Россияне часто сталкиваются с телефонными мошенниками. Опросы показали, что в 2023 году телефонные атаки стали случаться чаще, а 91% россиян пострадали от аферистов или сталкивались с попытками мошенничества, часто именно по телефону.

При этом подавляющая часть «работают» по одной схеме — 73% случаев, это звонки от «представителей банков» и «правоохранительных органов», которые и вымогают деньги, и пытаются получить персональные данные россиян. Одна из популярных схем — уговоры перевести деньги на «безопасный счет», чтобы спасти из от действий неких мошенников (на вас взяли кредит, поменяли ваш финансовый номер и так далее).

Фото: pixabay.com

По оценкам Сбербанка число попыток телефонного мошенничества в отношении россиян достигло 8,6 млн в сутки в 2023 году, тогда как в 2022-м было 5 млн в сутки. Многие поступают из-за рубежа, в том числе с номеров Турции, Казахстана и других стран. Роскомнадзор также обращает внимание на то, что звонить могут и через мессенджеры, поэтому лучше ограничить звонки через них с неизвестных номеров или полностью запретить голосовые вызовы.

Во время звонков мошенников россияне ведут себя по-разному. Опрос показал, что большая часть, а именно 61%, сразу же кладут трубку, каждый десятый ругается со звонящими, 6% унижает их, 4% — разговаривают о жизни. Ещё 2% пытаются уговорить мошенников не заниматься обманом. Каждый пятый пробовал разыгрывать мошенников, например, говоря, что те попали в ритуальную службу или морг.

«Лучшая стратегия поведения в таком разговоре — просто положить трубку. Назидательные беседы не помогут в борьбе с фродом и вряд ли заденут злоумышленников, ежедневно совершающих тысячи звонков», — отмечают операторы.

Фото: pixabay.com

Эксперты советуют не верить всем звонящим под видом банковских работников, следователей и служб поддержки и тщательно анализировать и проверять поступающую от них информацию. И тем более не стоит сообщать свои личные данные — банковские реквизиты, пароли от учетных записей, коды из СМС и другие данные для аутентификации.

Ранее «Блокнот» рассказал о том, почему стоит отключать геолокацию в смартфоне.