Сегодня, 15 ноября, в московском «Манеже» открылась выставка «Крылатый век России».
На выставке представлено около 100 экспонатов. Многие самолеты и вертолеты экспозиции демонстрируются в натуральную величину: от летающей машины Сикорского до космических самолетов наших дней.
Благодаря документу родственники старшего лейтенанта Валентина Скопинцева узнали: история его третьего боевого вылета закручена так же лихо, как винты самолета Ил-2. В годы Великой Отечественной советский штурмовик был подбит. Вынужденная посадка пришлась прямо на обледеневшее озеро в Мурманской области. Самолет затонул. Обнаружить и поднять его со дна удалось только спустя 70 лет.
«Подошли к самолету, к кабине пилота и сначала брат тронул за ручку штурвала, потом сын – за ручку штурвала. Такое чувство, что за эту ручку держался отец, а потом сын, потом и внук», – рассказывает Евгения Скопинцева, дочь летчика Валентина Скопинцева.
В поисковой операции была еще одна находка – истребитель Як-1. Сейчас установлено: за его штурвалом находился летчик Демидов. Молодой мальчишка к началу боевых действий налетал всего лишь 8 часов.
«Забыв, что перед посадкой необходимо выпустить еще тормозные щитки, пытался сесть без выпущенных щитков, на что комендант ему запретил посадку. И когда он проходил над озером, у него остановился двигатель и ему ничего не осталось, как сделать вынужденную посадку», – рассказал руководитель проекта «Крылатая память Победы» Борис Осетинский.
В обоих случаях пилоты выжили, а их самолеты теперь экспонаты выставки. Но конструкторы уверяют: это ненадолго. В основном на выставке представлена малая авиация (в смысле малых размеров). Большие экспонаты уже давно заняли место в музеях. Правда есть исключения: легендарные Ил и Як в течение нескольких лет собираются восстановить, и они смогут снова подняться в небо, отдавая дань российской авиации.
Интерес зрителей вызвали самолеты «Форман» и «Ньюпор». С последнего началась история российской истребительной авиации. Это был самый совершенный самолет того времени. Винт крутился вместе с двигателем и не перегревался. «Форман» же называли школьной партой летчиков. На нем учились летать первые асы.
«Инструктор аккуратно взбирался по этим приспособлениям в кресло пилота, за ним таким же образом забирался обучаемый, садился сзади и начинался процесс полета, – показывает организатор выставки Сергей Ковальский. – Не было никаких специальных инструкций. Это все было впервые, то есть общение, освоение полета аэропланом каждый раз как в первый раз».
Организаторы попытались вместить историю российской авиации в просторный зал «Манежа». Задача оказалась невыполнимой – слишком мало места. Поэтому большинство моделей было представлено фотографиями, уменьшенными копиями самолетов и интерактивными симуляторами. Они, конечно, не дают возможности почувствовать себя летчиками, зато позволяют прикоснуться к истории крылатого века России.
По материалам Первого канала